ОСИРИС(егип.) - бог производительных сил природы, властитель загробного мира, старший сын Геба и Нут, брат и муж Исиды, брат Нефтиды и Сета, отец Гора. Унаследовав власть над Египтом, О. научил людей сеять ячмень и пшеницу, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготавливать вино и пиво, добывать и обрабатывать медную и золотую руду. Он обучил людей строительству, целительству, установил культ богов. Младший брат Сет, злой бог пустыни, задумал погубить О. и отнять у него власть. Явившись со своими приспешниками на пир к О., он принес роскошно украшенный ящик и сказал, что подарит его тому, кому он будет впору. Когда О. лег в ящик, сделанный специально по его мерке, помощники Сета захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили ящик в Нил. Ящик прибило течением к берегу, где он застрял в кустах. Жена О. Исида нашла тело мужа и чудесным образом зачала от него сына. Похоронив мужа, она скрылась от Сета в болотах дельты Нила и там родила и воспитала сына Гора. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Потеряв в битве один глаз, он затем все же победил Сета, отобрал у него свой глаз и дал проглотить мертвому отцу. О. ожил, но не захотел оставаться на земле - он оставил наземное царство Гору, а сам стал править в загробном мире. (По одной из версий, Сет разрубил тело О. на 14 частей и разбросал по Египту, а Исида собрала эти части и погребла.) О. изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, его тело всегда окрашивали в зеленый цвет. Считалось, что О. каждый год умирает и возрождается к жизни, а жизненная сила сохраняется в нем всегда, даже в мертвом.ОСИРИСЕгипетский бог мертвых, бог плодородия. Почитался и в Греции. Легенда рассказывает, что Осирис был царем в Египте. Его брат Сет хитростью лишил Осириса жизни. Осирис был воскрешен своей сестрой и женой Исидой, от которой имел сына - Гора. Гор отомстил Сету за отца и стал править в Египте.Греки отождествляли Осириса с Дионисом. ОСИРИСВ египетской мифологии самый популярный из всех богов египетского пантеона, близко отождествлявшийся с плодородием «черной земли» Нильской долины. Цикл из его жизни, смерти и возрождения соответствовал ежегодному циклу разливов и роста нового урожая. Одним из его многочисленных аспектов была роль бога мертвых, и также считалось, что он первым подвергся процессу мумификации перед своим воскрешением. Прежде чем получить пропуск в загробный мир, усопшие представали перед судом Осириса. В отличие от таких божеств, как Птах или Амон-Ра, которые были главными богами правящих классов, Осирис жил в сердцах и душах простого народа, и легенда о нем стала одной из великих фундаментальных историй египетской цивилизации. Он служил необходимым связующим звеном между отдаленными небес ными богами и реальными условиями человеческого существования, особенно в терминах загробной жизни. Упоминания Осириса отсутствуют в раннединастических текстах, и легенда о нем появилась из ассоциации с древним богом Дельты Анджети и дальнейшей ассимиляции с богом абидосского некрополя Хентиаменти при правлении V династии. Культы таких богов, как Гор, Исида и Анубис, развивались независимо от культа Осириса и были поглощены им позднее. Легенда об Осирисе содержит четыре основных элемента - жизнь, смерть, возрождение и последующая передача власти его сыну Гору. Осирис, первый царь Египта, научил свой народ многим искусствам и наукам, включая архитектуру, и подарил египтянам их основные продукты питания - хлеб, пиво и вино. Он также дал им законы и научил почитать богов. Его женой и царицей была волшебница Исида. Тот был его визирем, и он стал родоначальником письменности. Анубис и Упуаут сопровождали Осириса в его путешествиях по свету. Осирис был предательски убит его братом, Сетом. Сет изготовил богато украшенный сундук, принес его на пир, устроенный при дворе, и пообещал подарить свой сундук тому, кому он лучше всего подойдет. После того как все остальные примерили сундук, Осирис сделал то же самое, и оказалось, что он подходит ему просто идеально. Но Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку сундука, запечатали его и бросили в реку. Так Сет захватил трон Египта. Но Исида, сестра и жена Осириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и в конце концов нашли сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Исида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но Сет нашел его и разрубил на множество частей. Части расчлененного тела Осириса были разбросаны по всему Египту, но Исида собрала их все и соединила при помощи Анубиса, бога с головой шакала (по одной из версий легенды он был плодом тайной любви Осириса и Нефтиды), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжил свое существование вдали от мира смертных, став правителем загробного царства. Исида родила Гора, посмертного сына Осириса, зачатого посредством магического оплодотворения, и спрятала младенца от Сета среди болот Дельты, где ей помогала богиня-корова Хатхор, исполнявшая роль кормилицы. Гор вырос, заявил о своих правах на трон и после длительной борьбы с Сетом победил его в бою. В ходе ожесточенной схватки Сет вырвал один глаз Гора, а Гор отсек Сету гениталии. Сет обратился к богам, заявив, что претензии Гора на трон безосновательны, но божественный суд под председательством Геба признал права Гора законными, и он стал царем Египта. Таким образом, Осирис и Гор были предками всех фараонов, и они наделили их своими божественными качествами. Можно заметить, что Гор из легенды об Осирисе, Гор-дитя, отличается от древнего бога неба Летополиса. Сам Осирис, чьим древним фетишем было дерево, начинал как земледельческий бог. Временем его смерти было то время, когда полноводный Нил начинал отступать. Легенда о нем появилась в «текстах пирамид», но источник ее неизвестен. Она попала в район Дельты откуда-то еще, и Осирис поглотил древний культ бога Дельты Анджети, «защитника» Бусириса. Его престиж распространился по всему Египту, он был включен в различные космологии, присоединил к себе некоторых других богов, включая Анубиса и Упуаута, и оставался самым вездесущим из египетских богов, вплоть до того времени, когда сама египетская религия была уничтожена христианством. Хотя легенду об Осирисе можно рассматривать как метафору египетского цикла, состоящего из разлива Нила, времени роста, сбора урожая, засушливого сезона, с противостоянием влажности и сухости, плодородия и бесплодия, комментаторы видят в ней также отражение реальных событий и социальных условий. Этими событиями были отказ от кочевого образа жизни и образование царства, где основу сельского хозяйства составляет пахотное земледелие, а не скотоводство. В ней содержатся намеки на культуру, одной из отличительных особенностей которой был обычай кровной мести. С переходом к оседлому образу жизни произошло изменение брачных обычаев, и мужчины начали искать себе жен в пределах собственного сообщества (эндогамия), а не на стороне (экзогамия) - отсюда и сестры-жены бога-царя. |
Словарь античности и мифологии