[На главную страницу]

ОДИССЕЙ (УЛИСС)

          Существует три традиции трактовки этого персонажа - две античные и одна средневековая. Одиссей Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев Троянской войны. В "Илиаде" Одиссей проявляет себя хитроумным, ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь, становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В "Одиссее" он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене - Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потому, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели - вернуться домой (ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен), и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Циклоп, Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, но всерьез никого не обманул - он, можно сказать, мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в "Троиле и Крессиде" Шекспира, в опере "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди, в серии картин Козимо, посвященной Одиссею.
         В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков - только в "Аяксе" Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к Еврипидовой Гекубе, когда, несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни - Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в том же свете.
         Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги "Одиссеи". Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с веслом в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок, ни моря и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одиссея достигнута, и тогда, воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в "Телегонии" - эпической поэме позднего происхождения, однако для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются в восьмой круг Дантова Ада - в "стонущем огне" среди "лукавых советчиков" ("Божественная комедия", Ад, 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовы столбы, отправившись в путешествие, чтобы "изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны".
         Вы созданы не для животной доли,
         Но к доблести и к знанью рождены, -

         говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В "Одиссее" Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается, и он заканчивает свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса - это индивидуум современного типа, не принимающий жизнь такой, как она есть, в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше "Улисса" Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса - жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в "Одиссее" Гомера.
         Образ Одиссея - один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во время Возрождения. Рубенс, Йорданс, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации этого одного из самых парадоксальных характеров античности.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
дренажный мат характеристики

Словарь античности и мифологии