[На главную страницу]

ЭВРИДИКА

          (греч.) -
         1. Жена фракийского певца Орфея. Однажды, когда Э. гуляла в лесу, ее ужалила змея, и Э. умерла. Чтобы вернуть любимую жену, Орфей спустился в Аид, укротив Кербера звуками своей лиры. Он так растрогал Аида и Персефону, что те отпустили Э. на землю при условии, что Орфей не оглянется на нее, пока они не выйдут из подземного царства. Орфей нарушил запрет и навсегда потерял Э.
         2. Одна из пятидесяти дочерей Даная (Данаид).
         3. Дочь аргосского царя Лакедемона и Спарты, супруга Акрисия, мать Данаи.
         4. Дочь Адраста, супруга Ила, мать царя Трои Лаомедонта.

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

ЭВРИДИКА

          - см. Орфей.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ЭВРИДИКА

          Имя ряда мифологических персонажей, из которых наиболее известна нимфа или дриада, жена фракийского певца Орфея. Умерла, будучи ужалена змеей. Предание о том, что смерть настигла Эвридику, когда она пыталась убежать от пасечника Аристея, встречается только в "Георгиках" Вергилия. В поисках жены Орфей спускается в Подземный мир, где, очарованные его пением, Плутон и Персефона соглашаются отпустить Эвридику. История эта, как и многие другие легенды античного мира, имеет различные вариации. По наиболее известной, Орфей не должен был оглядываться на Эвридику, пока они не поднимутся из царства мертвых. Однако, не совладав с собой, Орфей нарушает запрет и теряет Эвридику. Такой вариант легенды у Вергилия, Овидия, Сенеки и Стация. По другой версии - Орфей мог взять Эвридику лишь на один день, после которого Гермес, проводник мертвых, забирает ее обратно. Этот сюжет послужил источником многочисленных копий; оригинал же предположительно представлял большой рельеф панели алтаря Двенадцати богов-олимпийцев на рыночной площади в Афинах (датируется концом 5 в. до н. э.). Здесь Эвридика помещена между Орфеем и Гермесом.
         В "Пире" Платона дана несколько ироническая версия легенды: Орфей противопоставляется Алкестиде. Ему не хватает мужества умереть за любовь, он сходит в Аид живым и получает лишь тень жены, смерть же его от рук менад - наказание за трусость.
         В "Утешении философией" (кн. 3) христианского философа античности Боэция интерпретация легенды гораздо значительнее. Орфей теряет Эвридику в подтверждение того, что душе, однажды обратившейся к богу, нет возврата к чувственным удовольствиям. Представив судьбе Орфея другую цель, Боэций дает новую жизнь жесткой схеме античной литературы, которую она проносит через средние века и Возрождение:
         Обдумай предание
         И обрати разум к возвышенным целям,
         Если ты плоти бежал,
         Но снова хоть раз в ад тот заглянешь -
         Погиб ты.

         Овидий и Вергилий сделали легенду широко известной; в средние века она трансформировалась в балладу о рыцарской любви - "Сэр Орфей", в которой преданный муж вызволяет свою леди Эвродис из плена короля Волшебной страны. В эпоху Возрождения появляется драма Полициано "Орфей" - первая итальянская пьеса на классическую тему. Исполняемая под аккомпанемент, она стала предшественницей ряда опер, из которых наиболее известные сегодня - "Орфей" Монтеверди и "Орфей и Эвридика" Глюка. Последняя имеет счастливый конец - Эвридика возвращается благодаря снисходительности богов. Бурлеск Оффенбаха "Орфей в аду" относится к гораздо более позднему времени.
         В 20 в. миф трактуется символически: это относится как к пьесе Ануя "Эвридика", фильму Камю "Черный Орфей" (где в Рио-де-Жанейро играют негритянские актеры), так и к двум сюрреалистическим пьесам Кокто (обе экранизированы).

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь античности и мифологии