ОВИДИЙ Назон Публий(43 до н. э. - ок. 18 н. э.)Римский поэт. Овидий был видной фигурой в римском обществе вплоть до 8 года, когда император Август сослал его в Томы (совр. Констанца) - приграничный город на Черном море, подвергавшийся набегам скифов. В Томах Овидий продолжал работу над "Скорбными элегиями" и написал 4 книги "Посланий с Понта", все время надеясь, что он еще сможет вернуться в Рим. Однако надеждам не суждено было сбыться. Причина ссылки Овидия доподлинно неизвестна; сам же он утверждал, что предлогом послужили его стихи и "проступок". Книги Овидия были изъяты из римских общественных библиотек, после того как он написал свою поэму "Наука любви", а "проступок", вероятно, связан с дочерью Августа - Юлией, которая тоже была отправлена в ссылку. Овидий был плодовитым поэтом, умевшим достигать отточенности стиха и яркости описаний. Он обладал редким для античности чувством цвета и любовью к видимым формам, создавая тем самым как бы руководство для художников последующих эпох. Кроме знаменитого "Искусства любви" (наставления юношам, как найти и удержать возлюбленных) Овидий написал также "Лекарство от любви", где учил, как следует заканчивать любовные истории; 3 книги "Любовных элегий" и "Героини" - любовные письма в стихах от мифологических и реальных женщин к их возлюбленным. "Фасты" были задуманы Овидием как календарь в стихах, однако до своего изгнания из Рима он успел написать стихи только к шести месяцам года. Некоторые ранние произведения Овидия и знаменитая "Медея" утеряны, однако до нас дошли 15 книг "Метаморфоз", представлявших собой энциклопедию античной мифологии, - Овидий приводит более 200 легенд, связав их в единое изложение. Никакое другое произведение античной литературы не оказало такого сильного влияния на европейское искусство, как "Метаморфозы". Начиная с 15 в. античные сюжеты, почерпнутые из Овидиевых "Метаморфоз", изображались художниками и скульпторами великое множество раз. "Метаморфозы" были любимой книгой юности таких разных людей, как Чосер, Монтень, Вордсворт и Гете. Овидий входит в четверку античных знаменитостей, приветствующую Данте с Вергилием у входа в Ад ("Божественная комедия", Ад, 4). В средние века Овидия почитали за колдуна - на его родине в Сульмоне до сих пор сохранились предания о волшебнике "Видии". В эпоху Возрождения Овидий считался, напротив, идеалом человека, и тогда же - в 1471 его стихи были впервые изданы. В начале 14 в. неизвестный французский автор написал поэму "Морализованный Овидий", а в 1342 друг Петрарки Пьер Берсуир создал трактат с аналогичной целью - выявить в произведениях Овидия христианскую символику. Так, например, в Церере эти авторы видели Церковь, обращавшую души к Истине посредством евангельского света (ее факела). Над такими толкованиями смеялся Рабле в предисловии к "Гаргантюа и Пантагрюэлю", говоря, что у Гомера иносказаний не больше, чем у Овидия христианского духа. Тем не менее "Морализованный Овидий" оказал существенное влияние на трактовку Овидиевых образов в европейской литературе (см., например, интерпретации легенд о Персее, Геракле и Леде). Философы-гуманисты видели в превращениях персонажей "Метаморфоз" в растения или животных подтверждение концепции переселения душ (см. Ариадна, Психея). Овидием продолжали восхищаться и в 19 в., и знакомство с его поэзией было обязательным элементом классического образования, хотя содержание стихов Овидия не всегда устраивало преподавателей с моральной точки зрения. ОВИДИЙ Назон Публий(лат. Publius Ovidius Naso) (43 до н.э. - ок. 18 н.э.) - римский поэт эпохи принципата; родился в г. Сульмона в семье всадника; занимался у известных ораторов Рима, совершил путешествие в Грецию (Афины), Малую Азию и Сицилию. Расцвет его творческой деятельности пришелся на вторую половину правления Октавиана Августа, на т. наз. «золотой век» римской литературы. В 8 г. н.э. О. был сослан по приказу Августа в г. Томы (ныне Констанца) на берегу Черного моря, где и умер.Из творческого наследия О. сохранились «Любовные элегии», «Героиды» (сборник любовных писем мифологических героинь к своим мужьям и возлюбленным), дидактическая поэма «Наука любви», дополняющий ее отрывок из поэмы «Косметические средства», небольшая дидактическая поэма «Средства от любви», «Фесты», «Метаморфозы», «Скорбные элегии», «Письма из Понта», поэма «Ибис» и фрагменты поэмы о рыболовстве. Вершиной творчества О. считаются «Метаморфозы», основной темой которых являются мифы о превращении богов и людей в растения, животных, камни и созвездия. Ценным источником сведений по истории Причерноморья являются «Скорбные элегии» и «Письма с Понта». Овидий Назон Публий. Любовные элегии / Пер. и вступ. ст. С. Шервинского. М., 1963; Овидий Назон Публий. Элегии и малые поэмы / Сост. и предисл. М. Гаспарова. М., 1973; Овидий Назон Публий. Скорбные элегии. Письма с Понта / Изд. подг. М.Л. Гаспаров, С.А. Ошеров. М., 1978; Овидий Назон Публий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии / Пер. С.В. Шервинского. М., 1983; Вулих Н.В. «Тристии» и «Послания с Понта» Овидия как исторический источник // ВДИ. 1974. № 1; Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты и перевод, комментарий. М., 1985; Сергеев А. Открытое небо. Из жизни Овидия. Спб., 1992. |
Словарь античности и мифологии