[На главную страницу]

ДАФНА

          (греч. Daphne) - в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ДАФНА

          (греч.) - «лавр» - нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.

(Мифологический словарь: ок. 1800 статей / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)

ДАФНА

          (лавр)
         Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью-Землей в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.) В утешение Аполлон сделал себе лавровый венок. В связи с этим такой венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона - как символ победы. Его носили Юлий Цезарь, Вергилий (по описанию Данте). История превращения Дафны была хорошо известна в средние века благодаря Овидию. Этот сюжет использовал Чосер в "Истории рыцаря", хотя имя там искажено - Дана. Дафну можно интерпретировать как дух, которому угрожает демон и который находит спасение благодаря силе мольбы. Для Петрарки ее образ имел особое значение, так как благодаря созвучию (лавр) она могла символизировать его Лауру. Петрарка также очень гордился лавровым венком, который получил в Капитолии в Риме за свое поэтическое мастерство.
         В античном искусстве известно изображение Дафны на фресках в Помпеях. Художники Возрождения (Джорджоне, Джордано, Пуссен, Паллайоло и др.) драматизировали сюжет экспрессивным решением. В Риме сохранилась великолепная мраморная группа Бернини, которую кардинал Барберини надеялся сделать более приемлемой для церкви, добавив на подставке латинское двустишие, морализирующее о том, что погоня за призрачным может окончиться только разочарованием.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь античности и мифологии