А... Б... В... Г... Д... ЕЁ... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

[На главную страницу]

ГАНИМЕД

          (греч. Ganymedes) - в греческой мифологии сын дарданского царя Троса и нимфы Каллирои, брат Ила и Ассарака; похищенный из-за необыкновенной красоты богами и унесенный на Олимп, стал любимцем Зевса и его виночерпием.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

ГАНИМЕД

          Троянский царевич, упоминаемый у Гомера как сын царя Троса, похищенный Зевсом на Олимп, где стал виночерпием; по другой версии, его обменяли на несколько великолепных лошадей или, в постгомеровском эпосе, - на золотую виноградную лозу. На краснофигурном кратере конца 5 в. до н. э. с одной стороны изображен бородатый Зевс со скипетром, а на другой - прекрасный Ганимед, держащий обруч и петуха, - излюбленный подарок мальчикам-любовникам от мужчин. В поздней, более популярной версии легенды он был похищен орлом, посланным Зевсом, или Зевсом в образе орла, возжелавшим красивейшего из смертных. Таким образом Ганимед представлен на красивой расписанной терракоте 5 в. в Олимпии и в римских копиях греческих статуй. Аристофан пародирует этот миф в своем "Мире", где герой уносится на небо на спине большого навозного жука. Платон использует его в "Федре", упоминая чувства Сократа к своим ученикам.
         На всем протяжении средних веков Ганимед символизирует гомосексуализм, и "про" и "контра" двух типов любви обсуждается в легкомысленной латинской поэме "Спор между Еленой и Ганимедом". Только аллегористы-неоплатоники Возрождения прочитали в мифе нечто более духовное и нашли в нем символ восхождения души к абсолюту, и даже нашлись теологи, сравнившие с Ганимедом возносящегося Христа. Аналогично Ганимед Гете возносится в эфирные объятия вселюбящего Отца. Но для художников он остается во плоти: так, Челлини добавляет к античному торсу голову и конечности орла. Корреджо и Рубенс столь же чувственно интерпретировали миф. Только Рембрандт с характерной гуманностью написал его в когтях орла как испуганного сопротивляющегося ребенка.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Г..

Похожие статьи:
ГАЛАНОР

ГАЛАТЕЯ

ГАЛАТИЯ

ГАРМОСТ

ГАСТАТЫ

ГЕЙРРЕД

ГЕКАТЕЙ

ГЕЛИАДЫ

ГЕЛИКОН

(c) Словарь античности и мифологии [v17]