[На главную страницу]

ЭПИКУР

          (341-271 до н. э.)
         Греческий философ, основатель эпикурейской системы философии. Прибыл в Афины с Самоса и основал школу, известную, под названием "Сад Эпикура", не уступавшую Академии Платона. Здесь в качестве учеников допускались также женщины, и рабы. Основой учения Эпикура являлась атомистическая теория Демокрита, в этике развивалась теория, согласно которой боги существуют, но не вмешиваются в дела людей, так что их не надо ни умилостивлять, ни бояться. Таким образом люди освобождаются для стремления к своей естественной цели - счастью и спокойствию. Свобода же эта может быть достигнута лишь путем отречения от мирских целей. Изложение идей Эпикура наилучшим образом дано в поэме римского поэта Лукреция Кара "О природе вещей". Эпикуреизм был весьма популярен в античном мире, выдерживая нападки как со стороны стоиков, так и со стороны христиан. При этом, однако, часто толковался неверно, как стремление к удовольствиям и материальным выгодам.
         Эпикуреизм развивали рационалисты 18 в., а в Американскую декларацию независимости вписано право каждого человека стремиться к своему счастью.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ЭПИКУР

          (греч. Epikuros) (342/341 - 271/270 до н.э.) - знаменитый греческий философ; родился на о-ве Самос в семье сельского учителя; юношей переехал в Афины, затем путешествовал по городам Малой Азии. Окончательно поселившись в Афинах в 307 г., Э. основал школу, известную под названием «Сад Эпикура». Он написал свыше 300 трудов, развивавших атомистическое учение Демокрита, среди них - «О природе», «Об атомах и пустоте», «О богах», «Канон» (все они сохранились лишь частично). Э. объяснял все явления природы ее же внутренними закономерностями, считая мир материальным и состоящим из пустоты и движущихся в ней атомов разной формы и величины. Боги, согласно Э., тоже состоят из атомов и обитают в пространствах между мирами, ведя блаженную жизнь и не вмешиваясь в земные дела.
         Свое атомистическое учение Э. использовал для построения этической теории, в первую очередь, чтобы обосновать положение о свободе воли: атомы души так же свободны, как и все другие атомы, и не подчиняются никакому принуждению. Смысл человеческой жизни в удовольствии, но не в узком, а в широком смысле слова: это не только наслаждения, а и свобода от душевных и физических страданий, безмятежность духа. Человек должен освободиться от страха смерти и стремиться к покою и уравновешенному состоянию; однако достигнуть такого состояния можно только обладая добродетелью и мудростью. Все это определяло главные черты этики Э. - индивидуалистичность и созерцательность. Жить в тихом, укромном месте, отказаться от участия в общественной жизни и гос. делах - вот к чему должен, по мысли Э., стремиться человек. Этические взгляды Э. получили широкое распространение в первую очередь благодаря личному примеру философа и деятельности его школы, которую могли посещать даже женщины и дети.
         Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 397-442; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 178-236; Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. С. 223-230.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь античности и мифологии