[На главную страницу]

УГОЛ

          - часть дома или другого хозяйственного строения, отделяющая «свое» (замкнутое) пространство от «чужого» (открытого, не освоенного человеком). В славянском жилище особая роль отводится красному углу.
         В народных верованиях, языке и фольклоре У. символизирует весь дом, ср. в похоронном причитании: «... к которому нам теперь углушку приткнуться, прихилиться». При этом «свой угол» последовательно противопоставляется «чужому», соотносимому со смертью, горем, запустением, бедностью, тишиной, ср. в причитаниях: «А мы ж то с своего углушка повышли, Заставил ты нас по чужим углушкам слоняться, Заставил ты нас век горевать, Чужие углушки считать» и т.п.
         В русском заговоре, произносимом «для богатства дома», символически воспроизводится внутренняя организация идеального дома: «Наша изба о четыре угла, во всяком углу по ангелу стоит. Сам Христос среди полу стоит, со крестом стоит, крестом градит, хлеб и соль, скот и живот, и всю нашу семью» (ср. в ст. Стол, Хлеб). Напротив, в похоронных причитаниях посмертное жилище покойного описывается как дом без углов. В белорусских заговорах жилище, располагаемое в центре мира, под мировым деревом, имеет не четыре, а три, девять, тридцать девять (обычно - нечетное количество) углов.
         В народных обрядах и верованиях У. символизирует внешнюю границу дома (ср. аналогичное значение других пограничных частей дома и двора, в частности ворот и порога). В «строительной» магии и выборе места под будущий дом большое значение придавалось устойчивости этой границы: в углах будущего дома клали по камню, куску хлеба, сыпали по горсти пшеницы и т.п.; если через 2 - 3 дня после этого все предметы оставались на своих местах, считалось, что место выбрано удачно. По углам иногда ставили четыре горшка с водой: если к утру воды в них прибывало, это также рассматривалось как добрый знак (и наоборот). Нерушимость границы дома закреплялась и при начале строительства: под углы фундамента закапывали ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, остатки освященной пасхальной пищи и др. Подкладывая под углы дома монеты или хлеб, надеялись на то, что в доме не будет переводиться добро, богатство и т.п.
         У. дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших (ср. русское представление о домовом, живущем в У., южнославянские поверья о домовой змее, обитающей под У. дома, и т.д.) и потому был объектом многих очистительных, апотропеических и умилостивительных ритуалов. В России на Благовещение окуривали углы изб от нечистой силы и болезней; во время родов, происходивших в бане, повитуха отколупывала от каменки четыре камешка и бросала их в четыре угла со словами: «Этот камешек в уголок, черту в лоб». Белорусы, стремясь избавиться от домового, портившего скот, окуривали углы дома освященным маком и говорили: «Домовой, иди домой, эта хата моя»; «провожая зиму» на Фоминой неделе, символически выгоняли ее кочергой из углов дома и хлева.
         Аналогичные магические действия совершали и в хозяйственных постройках. При первом выгоне скота на поле читали заговор и секли топором по четырем углам хлева, тем самым оберегая скот от зверей и недоброго человека; разводя первый раз в овине огонь, трижды произносили заговор от пожара в каждом углу овина.
         Чтобы летом гады не проникли в избу, в Страстной четверг обливали холодной водой наружные углы; для избавления от мышей - разбрасывали по углам дома скорлупу освященных пасхальных яиц; чтобы в доме не было блох, посыпали углы снегом и т.д. Подобным же образом защищали и поля - от мышей, грызунов, града, нечистой силы и др. (закапывали по углам кости пасхального поросенка, яйца, втыкали ветки освященной вербы и т.п.).
         Снаружи под У. дома помещали все то, что могло быть опасным для живущих в нем, в частности, выливали туда воду, которой обмывали умершего, сжигали на У. солому и мусор, оставшиеся после выноса покойного (в надежде, что в доме больше не будут умирать люди) и т.д.
         У. дома, связанный с нечистой силой и вообще - со сферой потустороннего, занимает заметное место в славянских гаданиях и магии. В Поволжье девушки на святки отгрызали щепку от У. дома и бросали ее в колодец: если вода при этом сильно булькала, это предвещало скорое замужество. У сербов в Сочельник по углам дома разбрасывали орехи, затем собирали их и использовали для распознавания вора: клали такой орех на место, где прежде лежала украденная вещь и раскалывали его; считалось, что вор непременно сознается в содеянном.
         У. дома, фактически образуемый за счет пересечения брусьев (бревен и др.), воспринимается как аналог креста, ср. обычай хоронить детей, умерших некрещеными, под порогом дома (чтобы, переступая через порог, каждый входящий «крестил» такого ребенка) либо под углом дома (под «крестом»), а также обычай ичтожать вещи покойника, солому и др. около У. дома, а также на перекрестках.
         Лит.: Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л. 1983.
         Т.А. Агапкина

(Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Эллис Лак, 1995)

Словарь античности и мифологии