МИФ(греч. mythos - слово, рассказ, сказка) - форма творческого осмысления греками явлений природы, собственного происхождения, исторического прошлого, всего окружающего мира. Мифы греков вобрали многообразные влияния и фантазию др. народов как догреческого населения в местах постоянного поселения греков на Балканском п-ве, в Малой Азии и на островах Эгеиды (карийцы, пеласги, минойцы), так и народов Зап. Средиземноморья, Причерноморья, с которыми они сталкивались в процессе колонизации. Основное ядро греческих мифов - предания, относящиеся к крито-микенскому периоду, переосмысленные после переселений народов и создания на месте микенских царств новых гос. образований. Именно тогда сложились циклы мифов, героями которых стали цари и воины микенского времени, а также мореплаватели и торговцы, предшественники колонизаторов VIII - VI вв. до н.э. Осуществленная Гомером, Гесиодом, греческими трагиками и мифографами систематизация и переработка м. на многие столетия определила развитие литературы и искусства греков, а также этрусков, римлян, воспринявших богатство греческой мифологии. Античные ученые частично видели в мифах вымысел, фантазию, частично - подлинное свидетельство о прошлом, считая Гомера первым историком. Широкое распространение приобрело аллегорическое толкование мифов, когда в них пытались открыть глубокий, скрытый от непосредственного восприятия смысл.Ботвинник М.Н., Коган Б.М., Рабинович М.Б., Селецкий Б.Н. Мифологический словарь. М., 1985; Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1955; Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987; Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. Минск, 1985; Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М., 1992; Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989; Тренчени-Вальдапфель И. Мифология / Пер. с венг. М., 1957. МИФ(греч.), форма обществ. сознания, возникшая в условиях сравнительно низкого уровня социального развития и отражающая в виде образного повествования фантастич. представления о природе, обществе и личности. В М. также, находит отражение история познания человеком окружающего мира. Такого рода «познание» неразрывно связано с практикой. Так, мистич. акты воздействия на землю при обработке полей (священный брак, фесмофории и т.д.), ритуальные танцы и жертвоприношения перед охотой основывались на мифологич. представлениях о тогдашнем способе производства. М. дает объяснение многим ритуальным действиям людей (напр., архаич. М. о Прометее, обманувшем Зевса во время жертв. ритуала, объясняет др.-греч. обычай приносить в жертву богам именно кости животных, а истоки совершаемого вавилонским царем во время празднеств по случаю Нового года символич. обряда мироздания - в М. о сотворении Мардуком земли и неба). В тогдашних условиях М. представлял собой узаконен. теоретич. и практич способ освоения действительности. Специфика такого образного мышления - в очеловечивании природной среды. Природа и общество не отделены в нем друг от друга, т.к. все предметы окружающего мира наделяются человеч. мыслями, чувствами, желаниями. Сверхъестеств. существа, в том числе могуществ. боги, проявляют чисто человеч. качества, что делает их понятнее и создает иллюзию возможности повлиять на их поступки. Дождь, падающий с неба и оплодотворяющий землю, вызывал ассоциацию с половым актом и заставлял предполагать, что с помощью магич. действий можно повлиять на бога неба. Позднее приписываемые природным явлениям человеч. качества отделяются от них и принимают к.-л. конкретный образ. Так рождается образ Зевса, антропоморфного бога неба, проникающего к Данае в виде золотого дождя, и Деметры, одной из многих богинь - покровительниц земледелия. Сам факт раздельного существования земли и неба, благодаря чему вообще стала возможной жизнь на земле, трактуется в мифологич. аспекте и объясняется насильств. отделением их друг от друга. Уран соединен браком с Геей и потому прячет своих детей в ее чреве до тех пор, пока младший сын Кронос не оскопляет отца и тем самым не разделяет их. У данного М., как и у всех остальных, имеется своя социальная почва (распадение эндогамного коллектива на две экзогамные фратрии). Подобный М. встречается у различных народов. Это доказывает, что у них на аналогичных этапах социального развития происходили схожие обществ. процессы, получившие отражение в М. Поскольку в большинстве мифов речь идет о происхождении мира, они выполняют этиологич. функцию и тем самым как бы предвосхищают научную интерпретацию причинно-следств. связей. В понимании Гомера первоосновой всего сущего является океан, в представлении Фалеса - вода; в первом случае речь идет о мифологич., во втором - о рациональном понимании действительности. Еще одна особенность мифологии как системы мышления - конкретно-чувств. персонификация психич. особенностей человека. Эта персонификация рассматривается как некое самостоятельное существо. Все его мысли, чувства и желания кажутся волеизъявлением этого существа - сверхъестеств. создания, т. е. бога. Такой подход есть результат религиозного мышления создателя М. к отражает его стремление познать самого себя. Афродита олицетворяет такое сильное чувство, как любовь, и потому Елена, полюбив Париса, полагает, что это богиня завладела ею, т. к. она в состоянии аффекта уже не чувствует себя хозяйкой своей судьбы. Момент рационализации особенно ощущается у Еврипида, когда он под воздействием учения софистов выдвигает на первый план психологич. мотивы. В его понимании богиня трактуется как своего рода воплощение аффекта и рассматривается в неразрывной связи с психикой человека. Другие эмоции типа нейкос (сварливость) и фобос (страх) также предстают в виде конкретно-чувств. образов. Психика человека целиком подвластна богам. Все его свершения всего лишь результат «божественного дара»; если «дар» ниспослан Мнемосиной, он вспоминает; если же «дар» дают ему музы, на него находит вдохновение и он занимается художеств. творчеством. Так как мифологич. освоение действительности обусловливает возникновение идеи бога, М., религия и иск-во сперва не были отделены друг от друга. Это обьясняется тем, что, во-первых, последствием такой формы мышления неизбежно является олицетворение природных и социальных элементов в образах богов, а во-вторых, она сама представляет собой способ понимания окружающего мира (М). И если мифотворчество используется для обоснования религиозных церемоний - к.-л. специфич. обрядов (ритуалов) и культовых действий, - оно неизбежно становится элементом религии. Излишне спорить о том, кому отдать приоритет - М. или культу, ибо они, подобно теории и практике, развивались параллельно и влияли друг на друга. В Др. Риме преобладали культовые действия, в то время как мифотворчество др. греков дало такие же плодотворные результаты, как и происходившее на более высокой стадии развития обществ. сознания становление их философского мышления. |
Словарь античности и мифологии