ЛУКИАН(греч. Lukianos) (ок. 120 - после 180 н.э.) - греческий сатирик и ритор, выходец из Самосаты (Сирия); оставив работу резчика, занялся философией и риторикой; посетил Галлию, Рим, ряд городов Эллады, долго жил в Афинах; на склоне лет занял пост начальника императорской канцелярии при римском наместнике в Египте. Творческое наследие Л. насчитывает более 80 произведений; особенно популярными были «Разговоры богов», в которых Л. пародирует античные верования и мифы, за что Ф. Энгельс назвал его «Вольтером классической древности». Изображение Л. олимпийских богов достигло в этом сочинении предельного антропоморфизма. Л. выражал не только сомнение в нравственной правоте богов и богинь, но открыто насмехался над ними; напр., Зевс в его изображении мелочен, труслив, жесток, похотлив и ревнив. Своеобразным антиподом «Разговорам богов» является другое сочинение Л. - «Разговоры гетер». Если боги прятали свои неблаговидные поступки за олимпийским величием и патетическими словами, гетеры ничем не приукрашивали своих поступков и в отличие от богов оказывались добрыми и справедливыми.В трактате «Как следует писать историю» Л. выступил как теоретик исторической мысли, подвергнув критике подражательный и эпигонский характер исторических сочинений. Лукиан. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. под ред. Б.Л. Богаевского. М.; Л., 1935; История греческой литературы: В 3 т. Т.3. М., 1960. С. 219-241; Немировский А.И. Рождение Клио: У истоков исторической мысли. Воронеж, 1986. С. 294-305. ЛУКИАН(ок. 120 - ок. 190)Греческий писатель. Родился в городе Самосате, расположенном на берегу Евфрата, изучал философию в Афинах и затем много путешествовал и выступал публично. Лукиан был метким сатириком и в своих произведениях высмеивал глупости и предрассудки своего времени. Будучи знаком с сократическим диалогом, старой и новой комедией (то есть с Аристофаном и Менандром) и сатирой Мениппа, Лукиан на их основе создал новый сатирический жанр, который позже стали называть "лукианическим диалогом". В некоторых своих диалогах ("Диалоги богов", "Диалоги гетер", "Диалоги в царстве мертвых") Лукиан ставит под вопрос общепринятые представления о жизни души после физической смерти, в других - критикует христианский фанатизм, причем эту критику, отвергаемую многими апологетами христианства, ценили Эразм Роттердамский и Томас Мор. Лукиан был любимым греческим автором Рабле. "Истинные истории" Лукиана - его пародия на неправдоподобные рассказы путешественников стала прообразом "Путешествия Гулливера" Свифта. Своей репутацией богохульника Лукиан обязан Шелли. |
Словарь античности и мифологии