[На главную страницу]

ЖЕРТВА

          жертвоприношение - в языческой (дохристианской) традиции главный религиозный обряд. Религиозным культом руководили жрецы (ср. Волхвы), название которых в русском языке родственно слову «жертва». В языческую эпоху существовала иерархия жертв, приносившихся при отправлении культа. Так, арабский автор Ибн-Фадлан описывал в начале 10 в. похороны знатного руса, на которых приносили в Ж. кур, собак, коров, коней, наконец, девушку-наложницу. О принесении в Ж. наложницы или вдовы на похоронах мужа у русов и славян сообщают и другие средневековые авторы. Жертвоприношение человека было высшим ритуальным актом, увенчивающим иерархию прочих жертв. Людей, согласно средневековым русским источникам, приносили в Ж. Перуну в Киеве: в 983 г. жребий, указывающий на Ж., пал на сына варяга-христианина; тот отказался выдать сына на заклание перед идолом Перуна, и оба варяга были растерзаны язычниками. Так же по жребию приносили в Ж. христиан и Свентовиту в Арконе, Триглаву, Припегале и др. богам. Немецкий хронист Гельмольд рассказывал о мученической смерти епископа Иоанна в земле балтийских славян в 1066 г.: захваченного в плен епископа язычники водили по своим городам, избивая его и издеваясь над ним, а когда епископ отказался отречься от Христа, отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же, воткнув на копье, принесли в жертву богу Редегасту (см. Сварог) в своем культовом центре Ретре.
         Ритуальное расчленение Ж. - характерный обряд, символика которого связана, в частности, с актом сотворения мира: ср. мотив русского стиха о Голубиной книге, где из тела первосущества (Бога, Адама) творится весь мир - солнце из лица Божьего, месяц - от груди, сословия - из частей тела Адама и т.д.
         Космогоническому акту близка по символике и строительная Ж., необходимая для успешного завершения строительства дома, крепости, города и т.п. В сербской балладе о строительстве Скадра три брата строят крепость, но ее все время разрушает вила; необходима строительная жертва - близнецы, брат и сестра с одинаковыми именами; посланные за ними не находят близнецов, и вила требует в Ж. жену одного из братьев-строителей: ту замуровывают в башню, оставив лишь отверстие, чтобы она могла кормить грудью младенца-сына. Обычно в качестве строительной Ж. использовали череп лошади, который закладывали под фундамент дома (находки таких черепов известны в средневековом Новгороде), а также петуха и курицу, которых резали при строительстве жилища: ср. также «конька» или «курицу» - названия конструктивных деталей крыши традиционной русской избы. При этом сам дом представляется в славянской традиции антропоморфным (ср. Антропоморфизм): ср. «лицо» как обозначение фасада, «окно» (око) и т.д. Человек, конь и птица воплощали в традиционной картине мира образ мирового дерева, центра мира и космической оси: на Ж., принесенной у основания (корней) мирового дерева, творят весь мир. Ср. мотивы апокрифов об Адаме, погребенном на Голгофе: из его головы вырастает кипарисовое дерево, из того, в свою очередь, делают крестное дерево, на кресте приносится искупительная жертва Христа.
         Дерево, особенно почитаемое и стоящее у воды (источника), - обычное место для жертвоприношений: уже в 10 в. византийский император Константин Багрянородный описывал жертвоприношения руси на острове св. Григория (Хортица) в устье Днепра, где рос огромный дуб; вокруг дуба втыкали стрелы и приносили в Ж. петухов, кусочки хлеба, мясо и т.п. Эти жертвы приносились русью ради успешного плавания по пути из варяг в греки. Под деревом дружка рубил голову петуху во время свадьбы у чехов. Жертвенной кровью петуха он окроплял присутствующих (традиционная Ж. и ритуальное блюдо на свадьбе всех славян). В Болгарии на Юрьев день приносили в Ж. св. Георгию- - покровителю скота первого родившегося в отаре ягненка, которого закалывали под фруктовым деревом или в наиболее священных частях жилища - у очага, восточной стены. Для жертвоприношения выбирали, как правило, белого ягненка, на голову которого надевали венок, на правом рожке закрепляли свечу, старший в доме мужчина окуривал Ж. ладаном и закалывал; кровью мазали лбы детям, чтобы они были здоровы; кровь использовали в качестве лекарства и т.п. Мясо Ж. съедали на общей трапезе, кости зарывали в муравейник, чтобы овцы плодились, как муравьи. Сходные обряды существовали и у других южных славян.
         Кровавые жертвы приносили в славянской традиции во время главных календарных праздников: на Рождество у южных славян резали овец, кур на пороге дома или на рождественском полене - бадняке (бадняк поливали также святой водой, вином, сыпали на него зерно). Мясо съедали во время рождественской трапезы (голову оставляли к новогоднему столу), рогом жертвенного животного ударяли по фруктовым деревьям с приговором - «я тебя рогом, ты меня урожаем». Летние праздники - Петров день, Ильин день - также сопровождались закланием жертвенных животных - быков (волов), баранов, петухов - и общей обрядовой трапезой как у южных, так и у восточных славян, в том числе на Русском Севере, где такое жертвоприношение называлось «мольба», «жертва», «братчина». Обещанный на заклание («обетный») скот окрестные крестьяне пригоняли к церкви на праздник, священник благословлял его, мясо варили в котлах и съедали, раздавали богомольцам и т.п. На Русском Севере существуют архаичные предания о коровах, некогда выходивших из воды (озера), чтобы быть принесенными в Ж., об оленях, выходивших для этого из леса, и т.п.; но люди, приносившие Ж., были жадны и забивали слишком много животных, поэтому они перестали появляться. Жертвенными животными Ильи-пророка - громовержца в народной традиции - считаются баран или бык («ильинский бык»): по данным византийского историка 6 в. Прокопия Кесарийского славяне приносили в Ж. верховному божеству, создателю молний, быков и др. животных. Жертвоприношение в Ильин день должно было избавить от дождей и гроз, обеспечить урожай и т.п. По другой русской традиции бык считался жертвенным животным Миколы, наиболее почитаемого русскими святого Николая: ср. поговорку - «Бык Миколе, а баран Илье».
         Бескровные жертвы - зерно, еду, питье, ткани и др. «обетные» предметы - приносились славянами в священных урочищах, у деревьев и источников и т.п. Так, у черногорцев кашу, сваренную из зерен разных злаков и плодов (варицу), бросали в день св. Варвары (4.XII) в источник с приговором: «Мы тебе варицу, а ты нам водичку, ягнят, козлят» и т.д. Характерны также мелкие приношения духам - демонам, нечистой силе, покойникам; так, лешему оставляли яйцо в лесу на перекрестке дорог, чтобы он вернул заблудившуюся корову, водяным приносили Ж. при строительстве мельницы, остриженные волосы (и ногти) затыкали в щели дома в Ж. домовому и т.п.
         Жертвоприношение призвано было обеспечить нормальные взаимоотношения (взаимообмен) с миром сверхъестественного, «тем светом», языческими богами и христианскими святыми, обновить и упрочить мироздание в целом.
         Лит.: Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., 1973-78; Байбурин А.К. «Строительная» жертва и связанные с нею ритуальные символы у восточных славян // Проблемы славянской этнографии. Л., 1979; Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене // Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973; Успенский Б.А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.
         В.Я. Петрухин

(Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Эллис Лак, 1995)

Словарь античности и мифологии