ИЛОТЫ(от греч. heileo - теснить, гнать) - покоренное дорийцами земледельческое население Лаконии и Мессении, пребывающее с VII в. до н.э. в положении рабов (неразвитая форма античного рабства).Объяснение этимологии слова и. неоднозначно. Одни ученые считают, что «илот» означает «военнопленный» (от греч. heileo - гнать, давить, преследовать), другие выводят это понятие из названия города Гелос (греч. helos - болото, заливной луг, пойма), жителей которого спартанцы превратили в рабов. И. так же, как фессалийские пенесты и критские клароты, считались собственностью полиса и были распределены по земельным участкам (клерам), принадлежавшим спартанцам. Ежегодно и. сдавали владельцу клера апофору (дань) - 70 медимнов ячменя за мужчину и 12 - за женщину, а также определенное количество вина и оливкового масла. И. занимались также скотоводством. Если считать, что средний размер клера был 10-30 га, то его могли обрабатывать 25-35 и., не считая детей. Ведение хозяйства осуществлялось под специальным контролем гос. чиновников. После сдачи апофоры за и. оставалось право свободно распоряжаться излишками. Это привело к тому, что в классическую эпоху среди и. были богатые люди. Поскольку и. считались собственностью государства, античные авторы отличали их от обыкновенных рабов, называя «государственными рабами» (Страбон, VIII, 5, 4) или «общественными рабами» (Павсаний. III, 20). Одновременно подчеркивалась чрезвычайная жестокость спартанцев по отношению к и. Чтобы не допустить восстаний и., спартанцы организовали целую систему наблюдений, а также карательные тайные экспедиции (криптии). Плутарх вспоминает рассказ Фукидида о том, как спартанцы собрали самых храбрых из илотов и, надев им на головы венки, будто желая отпустить на волю, стали водить из храма в храм; вскоре более двух тысяч таких и. бесследно исчезли. Он же цитирует Аристотеля, сообщавшего, как эфоры при своем вступлении в должность объявляли и. войну, чтобы иметь возможность убивать их. Дьяконов И.М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности // ВДИ. 1973. № 4; Коростовцев М.А. Древнеегипетская илотия и вопрос о рабстве в древних обществах // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978. С. 77-83; Лурье С.Я. О фашистской идеализации полицейского режима древней Спарты // ВДИ. 1939. № 1; Струве В.В. Плебеи и илоты // Из истории докапиталистических формаций. М.; Л., 1933. С. 363-373. |
Словарь античности и мифологии