ХОРСдр.-рус. Хърсъ - древнерусское божество т.н. Владимирова пантеона. Согласно наиболее ранней версии (в «Повести временных лет» под 980 г.) Х. почитался в Киеве наряду с другими богами; идол Х. стоял на холме, здесь же совершались жертвоприношения. Есть мнение, что имя Х. в этом списке было введено позже редактором летописного свода игуменом Никоном (умер в 1088 или 1089), который узнал об этом божестве во время своего пребывания в Тьмутаракани (стоящее по соседству имя Дажьбога в этом случае могло бы пониматься как пояснение имени Х.). Х. упоминается в апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» («...Трояна, Хорса, Велеса, Перуна на богы обратиша»), в «Слове полку Игореве» (в отрывке о князе Всеславе, который «... самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»), в различных сочинениях церковной литературы, направленных против языческих пережитков (ср.: «и вроують в Пероуна и въ Хърса...», «Слово некоего христолюбца»; «тмъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу...», «Слово о том, како погани суще языци кланялися идоломъ»; «мняще богы многы, Перуна и Хорса...», «Слово и откровение св. апостол»; «два ангела громная есть: елленскiй старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ», «Беседа трех святителей» и др.), а также в еще более поздних источниках. Показательны трансформации имени Х. в текстах Куликовского цикла, где Х. относят к богам, почитаемым «безбожным» Мамаем (Гурсъ, Гуркъ, Гусъ). В большинстве списков Х. соседствует с Перуном (небесные боги, соотносимые соответственно с солнцем и громом / молнией); Х. выступает также в сочетании с Дажьбогом, что также обычно интерпретируют как их принадлежность к солярным божествам. Вместе с тем существует точка зрения, согласно которой Х. связан не с солнцем, а с месяцем, в доказательство чего приводят мотив оборотничества Всеслава (связь волка с месяцем подтверждается многими примерами). За пределами Руси у других славян он неизвестен (существует ст.-сербское собственное имя Хрьсь). Несомненно восточное происхождение этого божества, попавшего на Русь через сарматские (и / или тюркские) влияния. Об иранском источнике Х. можно судить по персидскому обозначению обожествленного сияющего солнца - Xuršēt, в конечном счете восходящему к иранскому представлению о божественном сиянии (Фарн; в связи с этим обозначением солнца упоминается его путь, что соответствует образу пути Хорса в «Слове о полку Игореве»).Лит.: Топоров В.Н. Об иранском элементе в русской духовной культуре // Славянский и балканский фольклор. М., 1989. В.В. Иванов, В.Н. Топоров |
Словарь античности и мифологии