ЯЙЦО- в мифопоэтической традиции славян осмыслялось как начало всех начал, как символ возрождения и обновления, плодовитости и жизненной силы. В космогонических верованиях южных славян Я. выступало прообразом космоса и его отдельных частей. В болгарских и сербских загадках и детском фольклоре солнце называется «Божьим яйцом», звездное небо - «решетом, полным яиц». По данным книжной традиции, славяне верили, что весь мир подобен огромному Я.: скорлупа - это небо, пленка - облака, белок - вода, желток - земля.Мотив преодоления смерти через зарождающуюся в Я. жизнь отражен в загадках типа: «Живое родит мертвое, а мертвое родит живое» (с разгадкой: курица и Я.). Смерть сказочного Кащея, заключенная в Я., обеспечивает ему бессмертие. Из особого «петушиного» Я., по поверьям западных и восточных славян, можно было вывести духа-обогатителя, который приносит человеку богатство. Символика возобновления жизни и воскрешения, приписываемая Я., определила использование его в погребально-поминальных обрядах: Я. вкладывали в руки умершему, клали в гроб, бросали в могилу, закапывали в землю. Эта же семантика способствовала включению ритуалов с Я. в христианский пасхальный цикл (см. Пасха). Окрашенные и освященные в церкви и Я. служили главной ритуальной пищей, кроме того, использовались в качестве оберега: их клали в семенное зерно, в первую борозду; подбрасывали вверх при посеве льна; разбрасывали скорлупу по полю; при выгоне скота катали Я. по хребту коров и быков; обносили Я. вокруг горящего дома, чтобы огонь не распространялся далее. Л.В. ЯЙЦОВ египетской мифологии символ творения. |
Словарь античности и мифологии