ЧЕКАНКА МОНЕТПредставляла собой процесс горячей штамповки; для изготовления металлических монет использовались специальные инструменты: молот, клещи (при горячей штамповке для удержания раскал. монетного кружка), верхние и нижние пунсоны (штемпеля) для оттискивания изображений на лицевой (аверс) и надписи на оборотной (реверс) сторонах, резец, наковальня. Почти все сохранившиеся штемпеля изготовлены из бронзы. Верхние изнашивались быстрее, чем нижние, поэтому иногда на железном стержне вырезали позитивное изображение. Этим стержнем оттискивали негативные изображения на рабочих концах штемпелей с целью получить большое кол-во бронзовых монет с одинаковой лицевой стороной. Быстрое изнашивание штемпелей приводило к большому кол-ву эмиссий (в общей сложности примерно 190 000 эмиссий в Греции, Риме и окраинных гос-вах античного мира). Применение исключительно ручного труда в Ч.м. обусловило заметные колебания в весе монет. Ч.м. производилась преим. путем холодной штамповки с помощью редких, но мощных ударов; нек-рые монеты подвергались затем тщательной обработке. Для Ч.м. в М. Азии первоначально использовали сплав золота и серебра (электрон), в дальнейшем в Греции - серебро, в Риме - медь. Серебряные монетные номиналы (драхма и денарий) подразделялись на более мелкие монеты (вплоть до 1/6 обола и 1/4 денария), но могли чеканиться и монеты достоинством в 2, 4, 10 драхм. Практически вес монет никогда не соответствовал их номинальной стоимости; решающее значение имела их покупательная способность, к-рая с учетом изготовления из редких благородных металлов была гораздо выше, чем покупательная способность совр. монет. Наряду с этим значительную роль играли художеств. достоинства монет; мн. из них изготовлялись выдающимися мастерами. Сознавая художеств. ценность своей работы, они ставили свои имена на штемпелях. Изображения на монетах дают представления о различных явлениях античной культуры. Монеты отражают особенности культурного развития тех мест, где их изготовляли, напр. изображения исполн. Фидием статуи Зевса в Олимпии, Александрийского маяка, лекарств. растения сильфия из Кирены. В Риме Коллегия трех по наблюдению за чеканкой изделий из золота, серебра и меди следила за денежным обращением. В эпоху Империи монетное дело представляло собой массовый выпуск монет, изготовлявшихся исключительно ручным способом. Резкое снижение доли благородных металлов в монетах во 2 в. н.э. привело к тому, что в обращении оказались только посеребр. медные монеты. Сама идея и метод их изготовления заслуживают внимания. Их делали из монетного сплава, получ. в результате накаливания добела медных слитков в кипящем растворе серебристого цианида (AgCH); монеты покрывались тонким серебряным слоем. Эти «фальшивые» монеты вызывали недоверие в пограничных районах, где велась торговля и устраивалась проверка их подлинности. Поскольку Август предоставил сенату и крупным городам пров. право чеканки медных монет, в обращении находилось огромное кол-во различных видов медных монет. Ч.м. в Греции и Риме оказала воздействие не только на все соседние народности и племена (фракийцы, кельты, иллирийцы, жители Иберийского п-ова, даки), но и вплоть до терр. Бактрии и Индии; эти народы в период разложения первобытнообщинного строя достигли той стадии, когда развитие производства и обмен товаров обусловило использование монет в качестве законного платежного средства. В эллинистич. гос-вах наиболее широкое распространение получили македонские «филиппы», у финикийцев в обращении ходили перс. статеры, галлы и германцы (редко) использовали в качестве монетной единицы денарий. Золотые римские монеты применялись преим. при торговых расчетах с иноземными купцами; они сохранили свое значение также в Византии. |
Словарь античности и мифологии