А... Б... В... Г... Д... ЕЁ... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

[На главную страницу]

Развитие мифа Аполлона

   Чтобы показать, как развивались мифы в греческой религии, возьмем для примера миф Аполлона.
Аполлон, или Феб (фос - свет), бог света и лазури. Его мать Лето - олицетворение ночи, он родился на острове Делос, называвшемся также Астерия. Едва освободившись от пеленок, дитя попросил себе лук и стрелы; он начинает ходить, и весь остров «расцветает золотом». Подобно солнцу, озаряющему вершины гор прежде, чем проникнуть в долины, юный бог поднимается на острые вершины горы Кинта.
  Первым важным подвигом в его жизни является победа над змеем Пифоном. Этот миф встречается в религиях всех арийских народов. В Ведах (Индия) Индра, бог света, побеждает Аги, змея, тучу, протянувшуюся по небу, или Вритра - небесного дракона, которому он разбивает голову. В Авесте (Персия) Митра, бог ясного неба, поражает змея, являющегося символом Аримана, духа зла. Аналогичную роль выполняет и Зигфрид в германской мифологии. Эта борьба в общем своем смысле означает борьбу света с тьмой. Рассказывали, будто Аполлон провел девять дней на службе у царя Фессалии, Адмета, у которого он пас лошадей и быков. В этой легенде бог представляется страдающим и подвергающимся испытаниям. Здесь скрыт намек на те испытания, которым подвергается солнце. Могущественное светило, побеждающее в теплое время года своих врагов и показывающее тогда все свое могущество людям, по прошествии некоторого времени попадает в неволю; скованное цепями зимы, оно теряет свою силу и блеск; становится тусклым и часто скрывается; оно, наверное, изгоняется из Греции на север, в страны, откуда приходят снега и морозы.
  Тот же образ более отчетливо выражен в мифах, рассказывающих об Аполлоне Гиперборейском. Греки думали, что в далекой стране на севере совсем не существовало зимы; в этой стране, вечно освещенной лучами солнца, не было ночи. Аполлон любил переноситься туда и проводить там часть года посреди народа, состоявшего сплошь из счастливых и справедливых людей; затем, к весне, он возвращался в Грецию на колеснице, запряженной белыми лебедями.
  Аполлон, солнечный бог, оказывает на земные плоды действие, которое может быть и благодетельным и пагубным. Это он вызывает их к жизни и растит, согревает; но он же их сушит и сжигает. Отсюда двойственное значение праздников Таргелии, справлявшихся в его честь в месяце Таргелионе (середине нашего мая), это название означало жар летнего солнца. В это время в Греции урожай уже почти поспевал и приближалось время уборки. Надо было возблагодарить бога, пославшего такой хороший урожай, но в то же время и умолять его, чтобы он чрезмерным жаром своих лучей не разрушил надежд земледельцев.
  Небесный стрелок, чьи стрелы поражают далеко и без промаха, должен был быть богом, грозным для своих врагов. Гиганты Алоады, дети Ниобеи, падают, пронзенные его лучами. Когда в Илиаде он вмешивается в битвы, то опрокидывает и разрушает все на своем пути. Естественно, что он часто принимает характер бога-карателя. Когда чума свирепствует среди греков под Троей, это он мечет свои стрелы в животных и людей. Таким образом, в силу контраста Аполлон, бог жизни и радости, превращается в бога разрушения и смерти.
  В одно и то же время он и бог убивающий, и бог, который спасает. Летнее солнце иногда губительно, но зато его лучи очищают воздух, высушивают почву, рассеивают злокачественные испарения и укрепляют тело, истощенное болезнью. Следовательно, Аполлон - бог здоровья; он может положить конец эпидемиям; он отвращает зло, несет помощь, лечит людей; он, наконец, сын Асклепия, бога врачевания.
  Его благодетельное действие, ограничивавшееся сначала физическими болезнями, распространяется потом и на нравственные. Врач тела, он становится позже и целителем душ; он считался богом-очистителем, смывавшим с души все скверны, в которых она погрязала. Всякое совершенное преступление влечет за собой наказание или искупление. Но Аполлон, бог света и лазури, не питает гнева к виновным. Он милосердно обходится с ними и дает им шанс исправиться и спастись, примиряет их с людьми и богами, поистине, он - бог-покровитель, целитель нравственных недугов.
  Аполлон также бог музыки, потому что музыка действует на душу, как правило, благотворным образом. На Олимпе он услаждает своими звуками досуг бессмертных. Он глава хора Муз, и его атрибут - цитра. Он вдохновляет поэтов, а так как пророческое вдохновение не расходилось в глазах греков с вдохновением поэтическим, то он же делает прорицания при помощи жрецов и сивилл Необходимо было спросить его совета, когда дело шло об основании города или об устройстве колонии на чужбине. Из этого следует, что, в особенности у дорийцев, у которых он был главным богом, законы, касающиеся устройства городов, находились под его покровительством или считались как бы исходящими от него. Покровитель колоний, он был известен под именем Аполлона Дельфийского, бога мореплавания; восседал иногда на носу кораблей, чтобы направлять их. Ионийцы, в большом количестве расселившиеся на чужбине, претендовали на происхождение от него; они считали его отцом Иона и родоначальником их племени.

(c) Словарь античности и мифологии [v17]