[На главную страницу]

ВЕРГИЛИЙ Публий Марон

          (70-19 до н. э.)
         Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений сомнительной аутентичности, его первой работой считаются "Эклоги" или "Буколики" - десять пасторальных поэм, построенных по образцу Феокритовых, но дающих некоторую личную информацию; мы знаем из них, что его скромное семейное имение было конфисковано в 42 под земли для ветеранов гражданской войны, но позже возвращено, возможно, в результате вмешательства будущего императора Августа. Затем появились "Георгики", прославлявшие мирный труд италийских крестьян. Последние десять лет жизни он провел в своем сельском доме возле Неаполя, работая над "Энеидой". Он собирался переработать ее и затем заняться философией, но в 19 предпринял поездку по Греции, заболел и умер в Брундизии. Его тело было привезено в Неаполь и похоронено за городской чертой с эпитафией, по преданию, написанной самим Вергилием:
         Мантуя дала мне жизнь, Калабрия -
         Смерть, и теперь я лежу
         В Неаполе, поэт стад
         И ферм, и героев.

         В том же столетии его могила уже почиталась как святыня, а его работы стали хрестоматийными в римских школах.
         В средние века он приветствовался в двух ипостасях: как проповедник христианства в "Мессианских эклогах" и как чудодейственный маг. Гауэр, например, пишет о зеркале Вергилия, которое, как полагали, показывало приближающегося врага на расстоянии в тридцать миль. А предсказание судьбы посредством открывания наудачу тома Вергилия как альтернативы Библии было общим для всей Европы. Рабле заставляет своего Панурга прибегать к этому способу. Традиция утверждает, что могила поэта находится в римском колумбарии над старым гротом Посилиппо, который на самом деле представляет собой остатки римского туннеля сквозь скалу; там, по преданию, Вергилий занимался магией. Это место посещал Петрарка, он видел эпитафию, но нашел могилу уж разрушенной. Сегодня Вергилий увековечен зеленым оазисом в Неаполе, Парком Вергилия. Для Данте Вергилий был "величайшим поэтом" и стал проводником в "Аду". Начиная с Ренессанса Вергилий оказывал наибольшее влияние на всех, кто работал в эпическом жанре литературы. Он всегда расценивался как один из величайших поэтов в мире, и Пуссен справедливо изобразил его коронуемым Аполлоном на титульном листе Королевского Вергилия (1641).
         Вергилий был известен своей склонностью к меланхолии, которая анализировалась в исследовании Палинура, а нежелание поэта публиковать "Энеиду" в непереработанном виде побудило к созданию замечательного поэтического романа "Смерть Вергилия", написанного в 1945 австрийцем Германом Брохом. Он обращается к решению поэта на пороге смерти уничтожить рукопись из-за осознания того, что правда и красота языка не способны совладать с человеческими страданиями и приближением варварства, или, на самом деле, с самой реальностью. Пересекая грань смерти, он испытывает то, что для него "непонятно и невыразимо - мир по ту сторону речи".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

ВЕРГИЛИЙ Публий Марон

          (лат. Publius Vergilius Maro) (70 - 19 до н.э.) - римский поэт периода принципата Августа; родился недалеко от Мантуи в семье ремесленника, образование получил в риторических школах Кремоны, Медиолана и Рима. В 41 г. В. переселился в Рим, однако большую часть своей жизни провел в Южной Италии и на Сицилии.
         Из творческого наследия В. сохранилось три произведения, написанных гекзаметром, - сборник десяти буколических стихотворений «Эклоги», поэмы «Георгики» в 4 кн. и «Энеида» в 12 кн. Поэма «Георгики» создана под влиянием пастушьих идиллий греческого поэта Теокрита (Феокрита). Каждая из четырех книг поэмы посвящена определенной отрасли сельского хозяйства: хлеборобству, виноградарству и лесному хозяйству, животноводству, пчеловодству.
         Славу и бессмертие В. принесла «Энеида», написанная по заказу Октавиана. Над ней В. работал вплоть до самой смерти и, не считая ее законченной, завещал сжечь рукопись. Октавиан не позволил этого сделать, приказав издать поэму в том виде, в каком оставил ее поэт.
         Несмотря на отдельные неувязки в сюжете, поэма представляет собой цельное произведение с продуманной композицией. Большое влияние на В. оказали «Илиада» и «Одиссея» Гомера, а также «Аргонавтика» Аполлония Родосского. Однако В. - прежде всего самобытный рассказчик, мастер психологического образа и описания картин природы. Патриотический пафос и преклонение перед героическим прошлым Рима, равно как и начертание для него будущей стези, обеспечили автору одобрение императора и успех среди его приближенных.
         Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида / Пер. С. Шервинского, С. Ошерова / Под ред. Ф. Петровского, вступ. ст. М. Гаспарова. М., 1979; Вулих Н.В. Поэзия и политика в «Энеиде» Вергилия // ВДИ. 1981. № 3; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959 С. 352-380; Полонская К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. М., 1963.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь античности и мифологии