А... Б... В... Г... Д... ЕЁ... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

[На главную страницу]

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

          Эта знаменитая военная хитрость, посредством которой греки послали в Трою группу людей, спрятанных в полом деревянном коне, была частью цикла троянских саг, известных Гомеру, хотя в "Илиаде" об этом ничего не говорится. Его строитель Эпей упоминается только как кулачный боец. В "Одиссее" (IV) Менелай напоминает Елене, что, когда конь оказался внутри городских стен, она ходила вокруг него, стуча по нему и выкрикивая имена людей, которые, по ее предположению, могли быть внутри, очевидно, конь не представлялся чрезмерно большим. Елена использовалась как приманка, потому что ее сопровождал троянский царевич Деифоб, но Одиссей никому не позволил откликнуться. В "Одиссее" (VIII), при дворе Алкиноя, Одиссей просит аэда спеть о том, как Эпей делал коня с помощью Афины и как благодаря изобретательности Одиссея конь попал в Трою, так что Гомер получает возможность кратко рассказать о разграблении Трои и построить мост между двумя эпосами. В "Одиссее" (II) Одиссей в Подземном мире рассказывает тени Ахиллеса, что его сын Неоптолем был среди тех, кого избрали, чтобы отправить в коне. Но все детали, которыми пользуется Вергилий в "Энеиде" (II), взяты из утраченных младших эпосов: Синон убеждает троянцев, что греки сдались и уплыли навсегда, оставив коня как жертву Афине, а жрец Лаокоон тщетно пытается помешать троянцам затащить коня в город, говоря: "Чем бы он ни был, страшусь я дары приносящих данайцев". Затем Синон ночью выпускает греков, и ворота города открываются для основных отрядов. Этот конь был огромным, "как гора". Греческие ученые, включая Павсания, время от времени пытались объяснить коня как осадную башню в форме лошади, подведенную к стенам, или боковые ворота с изображением лошадиной головы, но это слишком мудрая история, чтобы истолковывать ее в научных комментариях. Она изображалась на ранней росписи помпейских ваз, которые в своем роде так же драматичны, как картины Тьеполо с аналогичным сюжетом.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Т..

Похожие статьи:
СЕРТОРИЙ Квинт

СОРАН из Эфеса

ТАННАМУ КВИСИН

ФЕНИКС, ФОЙНИК

ФЕОНОЯ, ТЕОНОЯ

ФОРКИС, ФОРКИЙ

ЧАНСЫН (ПОНСУ)

ЭВКЛИД, ЕВКЛИД

ЭВМОЛП, ЕВМОЛП

(c) Словарь античности и мифологии [v17]