[На главную страницу]

ТЕРЕНЦИЙ Афр

          (185-159 до н. э.)
         Римский драматург-комедиограф, родом из Северной Африки, возможно, бербер. В Риме появился как раб, но был освобожден и находился под покровительством Сципиона Эмилиана и других членов его кружка. Недоброжелатели Теренция обвиняли его в плагиате. Результат литературной деятельности Теренция - шесть комедий "Девушка с Андроса", "Свекровь", "Самоистязатель", "Евнух", "Формион" и "Братья". Они мастерски развивали жанр новой греческой (так называемой новоаттической) комедии, были написаны ясным и элегантным латинским языком и - в отличие от Плавта - без каких-либо уступок вульгарному вкусу. Оценка современников, за исключением некоторых знатоков, была более чем сдержанной. По существу же произведения Теренция были тем, что мы называем салонной комедией, и требовали утонченной аудитории. Авторские прологи к пьесам представляют большой интерес не только тем, что они раскрывали и оправдывали его метод (например, контаминация, то есть объединение двух произведений в одно), но и тем, что они являются ранним опытом литературной полемики внутри произведения.
         Манускрипты Теренция бережно сохранялись и копировались вместе с рисунками, а латинским языком драматурга восхищались св. Августин и св. Иероним. В 10 в. саксонская монахиня Гросвита (ок. 935-973) пробовала писать на религиозные темы в манере Теренция, чтобы добиться более пригодного для верующих звучания текста. Его широко ставили на сцене и читали как в оригинале, так и в переводе в эпоху Ренессанса и позднее, в 18 в., а также использовали в школах как учебник чистого латинского языка. Мольер считал себя духовным наследником Теренция, и в самом деле - "Плутни Скапена" сильно напоминают "Формион".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Словарь античности и мифологии