А... Б... В... Г... Д... ЕЁ... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

[На главную страницу]

МИФОЛОГИЯ

          (от греч. mythos - повествование, сказание и logos - слово, учение). 1. Научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы (исследование источников, социальной почвы, смысла). 2. Сами эти мифы в их совокупности. Сюда относятся архаич. мифы, а также предания, сказки, легенды и т. д. Очень сложно выявить различия между ними, т.к. они в осн. представлены в смешанном виде и неоднократно подвергались модификации. Сказки, видимо, следует рассматривать как повествовательные произведения с установкой на откров. вымысел, когда логика развития событий, законы природы и конкретные историч. обстоятельства не играют существ. роли. Т. о., ошибочно предполагать, что сказка представляет собой один из способов объяснения природных явлений или обществ. процессов. В сказании об Одиссее широко использованы сюжеты многочисл. сказок о мореплавателях. Мн. из них - истории об одноглазых великанах, швыряющих огромные камни, о Кирке и волшебном корне «моли», о сиренах - представлены также в сказочном фольклоре других народов. То же самое можно сказать о таких миф. образах и персонажах, как золотое руно и волшебница Медея. Сказание об Одиссее следует также отнести к категории мифов, имеющих преимущественно историч. основу. В них нашли отражение события, связанные с войнами, деятельностью выдающихся личностей (мифы о героях) и т. д. Поэтому несмотря на обилие чисто сказочных мотивов, в основе сказания об Одиссее - гл. обр. историч. материал, относящийся к крито-микен. периоду. Цари ахейских царств - Геракл, Тесей, Агамемнон, Менелай - представлены в нем в образах героев, что, впрочем, позднее произошло также с такими историч. персонажами, как Дитрих Бернский (Теодорих Великий) и Зигфрид (Арминий?). В подлинном мифе всегда отражена действительность, в нем образно, в виде фантастич. рассказов выражено стремление познать явления природы, обществ, отношения и человеч. натуру. Это позволило писателям использовать его для различного истолкования и творч. осмысления, и нек-рые, особенно яркие миф. образы сохранили свое значение вплоть до нового времени (напр., Прометей). Если миф теряет ряд своих свойств, он превращается в сказку. Но поскольку специфика как сказки, так и мифа обусловлена именно восприятием слушателей, очень трудно четко разграничить эти два вида художеств. эпоса. Сказка - это миф, утративший свое своеобразие, т. е. переставший быть отражением действительности в сознании людей. Миф же - это сказка, но пока еще обобщенно отражающая действительность в первобытном сознании. Аллегорич. истолкование мифов было попыткой сохранить М. как систему мышления на более поздней стадии развития человеч. сознания. В основе их ошибочное представление о том, что мифы - по сути своей иносказание (аллегория), но при этом они не только являются формой выражения к.-л. идей, но и обладают более глубоким смыслом. Стремление передать дух своей эпохи через мифологические образы присуще гл. обр. произведениям Гомера и библейским сказаниям.

(Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994)
М..

Похожие статьи:
МАРКОМАНЫ

МАСИНИССА

МАЯ, МАЙЯ

МУНИЦИПИИ

МУРА-МУРА

МЬЕЛЛЬНИР

МЭНЬ-ШЭНЬ

НЕОПТОЛЕМ

НЕФЕРТАРИ

(c) Словарь античности и мифологии [v17]