[На главную страницу]

ХРИСТИАНСТВО

          (от греч. christos - помазанник) - религия, возникшая в I в. до н.э. в восточных провинциях Римской империи. Х. сложилось на основе иудейских радикальных сект и течений (зелотов, эссенов и пр.), ставших промежуточными между иудаизмом и ранним х. Важную роль в формировании учения христиан сыграла греко-римская философия и религия Востока. Х. возникло как религиозный протест угнетенных слоев населения против существующих порядков и против рабовладения в целом. Провозгласив абстрактное равенство всех людей (в виде равенства всех перед богом), х. обещало им спасение от всех бед в потустороннем мире. Успеху христианства способствовало учение о бессмертии души и загробной расплате. Первые общины, признавшие мессией и сыном божьим проповедника из Галилеи Иисуса, появились в Палестине, Эфесе, Смирне, Пергаме, Сардах, а также в Александрии. Все они отличались простотой организации. До нач. II в. н.э. единого вероучения еще не было.
         Изменения в христианской идеологии наступили во II - III вв, когда в результате кризиса рабовладельчества в общины христиан стали вступать и богатые люди. В сер. II в. из числа зажиточных христиан избирались (позже назначались) епископы и дьяконы (диаконы), в обязанности которых входил присмотр за общественным имуществом и всеми хозяйственными делами общины. Постепенно из этого демократического института образовался монарший епископат. Церковная организация стала четко делиться на клир (духовенство) и мирян. Тогда же возникло и монашество. Поскольку христианская церковь стала представлять значительную политическую силу в Римской империи, императоры рассматривали ее как возможную соперницу и жестоко преследовали христиан. Гонения на них зафиксированы в годы правления императоров Деция, Валериана и Диоклетиана. Император Константин провозгласил х. разрешенной религией. В 325 г. был созван первый Вселенский собор представителей христианского духовенства в Никее (Никейский собор), на котором был выработан «символ веры» и оформлен союз между властью императора и церковью. Император Феодосий II (2-я пол. VI в.) издал приказ о закрытии всех языческих храмов. Так х. из преследуемой религии превратилось в государственную, освятив те социальные порядки и обычаи, которые вызывали негодование и ненависть у первых христиан.
         Аверинцев С.С. Христианство // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 758-760; Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954; Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М., 1967; Кубланов М.М. Возникновение христианства. М., 1960; Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М., 1960; Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967; Ранович А.Б. О раннем христианстве. М., 1959; Робертсон А. Происхождение христианства / Пер. с англ. М., 1959; Свенцицкая И.С. От общины к церкви (О формировании христианской церкви). М., 1985.

(И.А.Лисовый, К.А.Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Словарь античности и мифологии