А... Б... В... Г... Д... ЕЁ... Ж... З... И... К... Л... М... Н... О... П... Р... С... Т... У... Ф... Х... Ц... Ч... Ш... Э... Ю... Я...

[На главную страницу]

ДИОНИС (ВАКХ)

          Греческий или догреческий бог вина, освобождения людских страстей, культа плодородия, праздновавшегося в форме строго секретных мистерий. Диониса считали сыном Зевса и Семелы, из мертвого тела которой был вырван Зевсом и доношен в собственном бедре; позднее его воспитывали нимфы, а Силен и сатиры поили вином, давали жевать слегка опьяняющий плющ - символ вечной жизни. Дионис с тирсом - увитым плющом волшебным жезлом - вел своих спутников, менад или вакханок, по Азии и постепенно достиг Греции. Это триумфальное шествие было весьма популярной темой в искусстве: мозаика 2 в. до н. э. изображала Диониса верхом на пантере, на картине Тициана "Бахус и Ариадна" он правит запряженными в колесницу пантерами. Другая легенда, изложенная Гомером в "Гимне Дионису", описывает путешествие через море на корабле, когда Дионис превратил мачты в виноградные лозы. Дионис был принят Аполлоном в Дельфах, где его культ стал более сдержанным. Драматурги Афин писали пьесы для весенних фестивалей - Великих Дионисий. Анализируя воздействие трагедии, Аристотель в "Поэтике" рассматривает высвобождение мощных иррациональных импульсов как необходимый катарсис, или очищение. Безудержный, всеобщий экстаз, у женщин в особенности, не проходил бесследно: его кульминацией могло быть ритуальное убийство жертвы - животного или даже человека, как, например, убийство Пенфея в "Вакханках" Еврипида. На протяжении 5 в. Дионис становится богом смерти и бессмертия (см. Ариадна). Несмотря на попытки ранних республиканцев препятствовать распространению культа в Италии, мистерии в честь Диониса (Бахуса) в Риме сохранялись в форме тщательно оберегаемого секретного культа.
         Термин "дионисийский" обычно используется для выражения чувственного, иррационального начала в природе. Так, Ницше в своих ранних работах по эстетике противопоставляет его принципу "аполлоническому" как творческий и чувственный против критического и рационального. Таким образом, трагедия, по Ницше, возникает в результате подчинения Диониса Аполлону. Однако в дальнейшем, развивая идею о "страсти к власти", Ницше наделяет Диониса чертами сверхчеловека и называет своего героя "дионисийский человек".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Д..

Похожие статьи:
ЭГИПТ, ЕГИПЕТ

ЭГИСФ (ЭГИСТ)

ЭЛИАН Клавдий

ЭЛЛИН, ГЕЛЛЕН

(c) Словарь античности и мифологии [v17]