[На главную страницу]

АМОН и АМОН-РА

         
         В космологии Гермополя Амон был «сокрытым богом», членом огдоады, участвовавшей в сотворении мира. Несмотря на такое благоприятное начало, Амон на протяжении многих веков оставался местным фиванским божеством, но Фивы были царской резиденцией, и местные боги пользовались почитанием. Фиванские цари стали использовать Амона как бога войны. Это происходило в тревожные годы Первого переходного периода, между падением Древнего царства и основанием Среднего царства. Амон принес им победу и впоследствии стал ассоциироваться с богом Ра, превратившись в Амон-Ра. Эта ассимиляция с Ра, верховным солнечным божеством, имевшим общенациональный статус, была сделана с сугубо практической теологической целью придания могущественному, но далекому Ра человеческих качеств, чтобы он имел возможность принимать подношения и оплодотворять царицу божественным семенем, благодаря чему фараон с полным основанием мог считаться «сыном Ра». Ближайшими к нему божествами считались члены его триады - богиня-коршун Мут и их сын Хонсу. На протяжении Среднего и Нового царств его культ приобретал все большую популярность, и он имел большие и роскошные центры поклонения в Фивах (Луксор), Карнаке и Мединет Абу. Цари XVIII династии, особенно Эхнатон, стремились уменьшить влияние верховного жреца Амон-Ра, начав пропаганду культа «видимого солнца», Ра-Атона, но без длительного успеха. К концу периода Нового царства Амон-Ра был самым могущественным богом в египетском пантеоне. Его храмы были самыми богатыми, и верховный жрец его культа пользовался наибольшим влиянием. В течение Третьего переходного периода Верхний Египет стал теократией, управляемой жрецами Амон-Ра, которые принимали свои решения в соответствии с пророчествами оракула этого бога.

(Египетская мифология: Энциклопедия. 2004)

Словарь античности и мифологии